
Кино, романтика, БДСМ
В преддверии премьеры «Пятьдесят оттенков серого» в России мы не будем присоединяться к голосам, раскритиковавшим книгу и фильм. Вместо этого предлагаем список из пяти классических кинокартин, обыгравших тему запредельной страсти между мужчиной и женщиной, и нестандартных способов её выражения, включающих связывание, эротическое удушение и прочие радости мира БДСМ.
На экраны выходит киноадаптация нашумевшей книги Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», одного из самых успешных романов на тему нестандартных романтических и сексуальных отношений, а именно с применением БДСМ-практик. В мнениях насчет книги и фильма публика раскололась на восторженных фанатов с одной стороны, и литературных эстетов, ругающих слабость стиля и сюжета литературного источника, заранее ставя крест на фильме. Если не впечатлил трейлер и/или вы были разочарованы книгой, предлагаем вам альтернативу в виде подборки пяти классических фильмов о страстных отношениях не без связываний и приятных наказаний между любовниками. Еще до прорыва темы садомазо в литературный и кино-мейнстрим режиссеры в 70-х, 80-х и 90-х рассказывали о шокирующих аспектах таких связей.

«Любовница-хозяйка» / Maîtresse. Франция, 1975. Режиссер: Барбет Шрёдер
Очаровательная французская драма с молодым Жераром Депардье, играющего вора-домушника, влюбившегося в профессиональную доминантрикс, садомазо госпожу Ариану, обслуживающую за деньги клиентов со специфическими наклонностями. Это скорее история любви, чем похоти, история о ревнующем влюбленном, чем о сексуальных экспериментах. Кстати, одним из художников картины выступил Карл Лагерфельд, что сразу заметно по женским образам.

«Свяжи меня!» / Átame! Испания, 1989. Режиссёр: Педро Альмодовар
Молодой Антонио Бандерас в роли очаровательного, непосредственного, но безумного Рикки – одна из главных причин, чтобы посмотреть эту дикую испанскую смесь из романтического фарса и криминальной драмы. Другая – оценить, как ковался стиль великого Альмодовара, мастера смешивать не столько жанры, сколько трагическое и комическое так, как это бывает только в жизни. Связывание любовницы – не просто образ или часть сексуальной игры в фильме, а основа сюжетной канвы. Вышедший из психиатрической больницы, герой Бандераса похищает молодую и знаменитую киноактрису, причем с целью создать семью со своей избранницей, предложив ей руку и сердце. В итоге он ей предлагает кровать и веревку, но неожиданно между похитителем и заложницей возникает взаимное чувство. И, как всегда у Альмодовара, это не единственный крутой поворот сюжета. А настоящий БДСМ развивается в борьбе бурных темпераментов.

«Горькая луна» / Bitter Moon. Франция, Великобритания, США, 1992. Режиссёр: Роман Полански
Классическая история взаимной страсти, губящей обоих любовников, в которой легко потерять не только душевное, но уже и физическое здоровье. Сцена классического женского доминирования, вероятно, шокирует кого-то и сегодня. Латексное пальто, чулки на подвязках, каблуки – то, что сейчас уже расхожее клише, у Поланского смотрится свежо и стильно. Из других приятных бонусов в фильме – молодой и несмышленый Хью Грант и музыка культового греческого режиссера Вангелиса.

«9 1/2 недель» / Nine 1/2 Weeks. США, 1985. Режиссёр: Эдриан Лайн
Несмотря на то, что каноничные для нашего времени атрибуты БДСМ в виде плеток и кляпов в фильм не попали, сцены с завязыванием глаз и играми с едой расширили эротический кругозор нескольким поколениям подряд, а сюжет фильма строится вокруг подчинения женщины прихотям мужчины.
Забавно, как судьба этой картины сходна с судьбой книги «Пятьдесят оттенков серого». Публика также поделилась на толпу восторженных поклонников (с упором на поклонниц) и эстетствующих критиков, упрекающих слабости сюжета и интонации женской беллетристики в мягкой обложке. В итоге фильм схлопотал аж три антипремии «Золотая малина», но оставил за собой культовый статус и особое место в массовой культуре. А Ким Бесинджер и Микки Рурк – эталонная парочка на экране, секс-символы своего времени по отдельности – задали такую планку страсти на экране, до которой мало кто дотянулся в этом жанре до сих пор.

«Коррида любви» / Ai no corrida. Япония, Франция, 1976. Режиссёр: Нагиса Осима
От скандалов, запретов и судебных исков – до признания безусловной классикой и попадания в топы лучшего эротического кино, – поначалу прокатная судьба фильма складывалась не менее драматично и трагично, чем сюжет самой картины. Неожиданно сильная страсть, возникшая между хозяином публичного дома и новой проституткой, приводит пару к поиску всё более экстремальных способов получения удовольствия. Помимо сексуальной асфиксии, в своё время зрителей шокировало и довольное откровенное изображение более традиционных любовных забав, так что поначалу его показывали в порнокинотеатрах. Однако в картине всё как всегда: тотальное подчинение одного партнёра другому и разрушающая взаимозависимость – но с неповторимой восточной страстностью, и особой японской эстетикой и символизмом.